"Спасите наши души!" или Зачем травят россиян?! март 1995 г. - 22 июня 2001 г.

 

( ПЕРЕХОД НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ )


"Спасите наши души!" или "Зачем травят россиян?!"

 

В одной из вечерних передач Центрального телевидения знаменитый кинорежиссер вдруг признался, что не может спокойно уснуть, не посмотрев на сон грядущий парочки боевиков с погонями, драками, насилием и убийствами. За десяток лет "свободы слова" нам успешно навязали стойкую привычку к зрелищам смерти, войны, издевательств, разрушений - телезрителей словно поймали на рыболовный крючок, привив  массам людей устойчивую зависимость от подобных зрелищ как от употребления сигарет, алкоголя или наркотиков! Кто и зачем намеренно отравляет души россиян? Кому выгодно, чтобы граждане приобретали подобные "привычки"?

 

Протесты против захлестнувших телевидение "волн" насилия, ненависти, подлости, избиений, смерти - тонут в дружных воплях защитников "свободы слова" и "независимости СМИ", хотя апологеты "остросюжетных" телепередач фактически стоят на защите только своих шальных сверхприбыльных барышей, получаемых от высокооплачиваемой рекламы, вставляемой в видеопрограммы, действующие наподобие тяжелых наркотиков. Очевидно, что уже давно нужно вести речь не о пресловутой "свободе от цензуры", а о реальной и потенциальной опасности деструктивного воздействия массированного использования отдельных видов телевизионных программ на интеллект личности и на общественное сознание.

 

С началом "рыночных реформ" и внедрением в структуры телевизионного вещания стимулов и отношений бездумной коммерции, рассчитанных на получение прибыли любой ценой - без анализа последствий воздействия на общественное сознание, в программы телевизионных передач с целью привлечения массового зрителя и навязывания пристрастий к просмотру определенных каналов стали ежедневно и в массовом порядке вводиться передачи, содержащие элементы  специфического воздействия на зрителей. Среди таковых следующие: 1. Криминальные фильмы, 2. Боевики, 3. Триллеры, 4. Сериалы, 5. Эротика, 6. Виртуальная реальность, 7. Музыкальные шоу и др.

 

Думается, и многим простым людям, а, тем более, специалистам по психиатрии - понятно, что ежедневное доминирование подобных программ на многих телеканалах несет угрозу существенной переориентации менталитета общества в такой степени, что можно всерьез ставить вопрос о наличии психологической диверсии, направленной на подрыв стабильности общественного сознания и деструкцию систем индивидуального интеллекта граждан.

 

Как известно, исследования психологов обнаружили у людей, принимавших участие в военных действиях, так называемый "синдром воина", когда человек, долгое время воевавший, воспринимает мирную жизнь как пустую и бессмысленную, а военные действия - как единственно наполненный смыслом способ бытия.

 

Ежедневный просмотр в телепередачах криминальных фильмов провоцирует тенденцию к восприятию криминального мышления как якобы НОРМЫ жизни, а криминальных стремлений - как будто бы естественных и оправданных. Во многих подобных фильмах (не только зарубежных) криминальные элементы и события подаются как особо привлекательные и авантюрно соблазнительные; стражи порядка подчас не вызывают сочувствия, а нередко выглядят отрицательными персонажами. Таким образом поощряется переориентация менталитета общества в сторону принятия криминальных отношений как якобы должных, обыденных и естественных. Более того: многие фильмы содержат готовые программы и методы совершения преступлений, а также способы избежать раскрытия их; множество реальных преступлений совершается именно по этим подсказкам.

 

Также обыденной нормой - естественной и неизбежной - представляются различные виды насилия и убийства в фильмах "боевиках"; нормой в них трактуется перенос на человеческий социум законов животного мира, а борьба за выживание в условиях социальных конфликтов и жестокой конкурентной борьбы  - подается в них как якобы единственно достойный способ человеческого бытия. Таким образом, провоцируется формирование в общественном сознании и подсознании "синдрома воина" в массовых масштабах. Дополнительно происходит и бессознательная деструкция этических нормативов, а также восприятие позитивных и конструктивных принципов общественной жизни - как будто бы "условных", "недостойных" или даже фиктивных.

 

Фильмы ужасов (т.н. "триллеры") воспитывают не только обыденную привычку к стрессовым или пограничным состояниям, но и вследствие эффекта привыкания и снижения остроты восприятия - наркотическую потребность повторения острых переживаний на новом уровне или с новыми сюжетами: этим провоцируется создание подобных ситуаций в реальной жизни - как в некой разновидности остросюжетного спектакля, как правило - без осознания последствий, поскольку острые эмоциональные переживания могут блокировать способности к аналитическому мышлению. Таким образом, в общественном сознании провоцируется своего рода разновидность психопатологии - мазохизма как привычного способа получать наслаждение от крайне негативных событий, состояний и переживаний; этим подрывается способность объективных оценок и анализа последствий реальных событий.

 

Многочисленные сериалы - при всей кажущейся их подчас безобидности - внедряют в подсознание зрителей "псевдоличности" героев фильмов, которые постепенно меняют образ мышления потребителей сериалов, заставляют выключаться из реальной жизни и индивидуального мышления на длительное время трансляции сериалов, диктуют распорядок дня и эмоциональную подготовку к очередному просмотру, сравнимую с потребностью к новой дозой наркотиков; то есть - фактически манипулируют жизнью множества людей. Многомесячные трансляции сериалов с бесчисленными продолжениями способствуют иллюзии как бы параллельного существования в "виртуальном мире" сюжета, что провоцирует снижение интереса к реальности и эскапизм.

 

Эротика - одно из наиболее сильных средств манипуляции личностью и обществом - во многих телепередачах подается как чуть ли не единственный достойный предмет интересов и побуждений человека, а секс - его как бы главная потребность; во многих сюжетах игнорируются сложнейшие комплексы человеческих отношений, а внимание акцентируется на голой физиологии в расчете на преобладание животных инстинктов над сознанием и разумом, то есть, на интеллектуальную деградацию зрителя. Поощрение патологической эротики воспитывает стремление к извращенным видам гедонизма - также в ущерб интеллектуальному развитию и элементарным этическим принципам.

 

Разновидности "виртуальных миров" - некоторые формы мультипликационной и компьютерной фантастики - содействуют формированию подсознательного отношения к реальности как к одной из разновидностей экспериментального бытия, где дозволено всё (поскольку реальность в виртуальных мирах условна); т.о. формируется подсознательное отношение к реальной жизни как к разновидности игры, где последствия поступков не принимаются всерьез, а ответственность за них также условна.

 

Многочисленные музыкальные шоу - нередко являют собою типичные примеры разновидностей массовых воздействий на человеческую психику, подобных шаманским ритуалам, проведение которых имеет целью все то же манипулирование сознанием и подсознанием, деструкцию способностей интеллекта к объективному анализу и предвидению, акцентирование сознания на получении примитивного удовольствия, а также на переживании сиюминутного бытия как высшей ценности при вытеснении из сознания памяти прошлого и прогнозов на будущее.

 

Такая "обработка" массового зрителя кому-то очень выгодна! Вероятно, мало кто хотел бы из своей квартиры делать воровскую "малину", бандитский притон или публичный дом, однако почти непрерывно включенный в любой семье телевизор делает именно это: убедительную имитацию постоянной жизни среди преступлений, жестокости, насилия, войны, изощренных убийств, сексуальной агрессии или извращений, примитивизма человеческих отношений, безнаказанной игры с судьбами людей, наркотического одурения некоторых типов музыкальных шоу. Создается устойчивая почти наркотическая привычка к подобному воздействию: явно патологическая среда становится нормой существования, а способности к трезвому мышлению и логическому анализу глушатся эмоциональной остротой пограничных ситуаций или извращенных воздействий на психику телепотребителя.

 

Легко манипулировать непросвещенным или как-либо оболваненным населением, но чрезвычайно трудно образованными и думающими людьми. Поэтому в условиях массированного воздействия СМИ на население фактической властью обладает не народ, а те, кто этим народом манипулирует в своих интересах. Естественно, ни о какой подлинной демократии в такой ситуации не может быть и речи: реальна лишь мафиократия, включающая и власть телемафии. В международном плане это означает борьбу мафиократий: чья сильнее - та и победит. Наивно считать российскую мафию сильнее международной, это только легенды и мифы вещают о преимуществах и изощренности российских мафиози. Не только в экономике, но и в духовной жизни у россиян сейчас выбор невелик - либо благоразумная автономия для выживания страны, либо полная ее колонизация с извращенной деструкцией менталитета населения.

 

март 1995 г. - 22 июня 2001 г.      ( ПЕРЕХОД НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ )